В условиях волатильности рынков ЦБП, кризиса и санкционных ограничений одним из ключевых направлений повышения устойчивости и поиска новых точек роста для компаний может стать последовательный подход к разработке и интеграции инноваций в текущие бизнес-процессы компании. Умение эффективно управлять процессом реализации инноваций формирует уникальные конкурентные преимущества, которые отражаются в способности компании быстро адаптироваться к меняющимся условиям, предлагать рынку новые продуктовые решения быстрее конкурентов, а также лидировать по показателям качества и себестоимости готовой продукции. Усиление компетенций в данном направлении особенно актуально для российского ЦБП с учетом обострения конкуренции на внутреннем рынке по причине сбытовых ограничений, из-за потери части традиционных экспортных рынков, дефицита высококвалифицированных специалистов, а также ухода с российского рынка привычных поставщиков «железа» и химии и высокой зависимости от новых поставщиков.
Для начала дадим общее определение понятию инноваций:
Инновации — это внедрение новых или значительно улучшенных продуктов, процессов, услуг, методов или подходов, которые приводят к повышению эффективности, конкурентоспособности и устойчивости компании. Говоря проще, инновация — это не просто новая идея, а идея, реализованная на практике, которая дает ощутимую пользу.
Бизнес-единицей, выступающей проводником от этапа создания до внедрения инноваций в компаниях, как правило, является R&D центр и его подразделения (от английского Research and Development). R&D центры проводят исследования, эксперименты, испытания и разрабатывают оптимальные решения для удовлетворения потребностей клиентов и рынка. Заказчиком инноваций в компаниях могут выступать различные подразделения (производственные, коммерческие и пр.) в зависимости от конкретных бизнес-целей.
В данном цикле статей мы рассмотрим внедрение инноваций, связанных с непосредственным процессом производства.
Ключевыми видами инноваций применительно к производству в ЦБП являются:
- Продуктовые (товарные) - разработка новых или улучшение имеющихся продуктов товарной линейки. Например, производство картона с меньшей массой метра квадратного без потери физико-механических характеристик, создание нового типа картона со специальными свойствами, который компания до этого не выпускала (огнестойкий, влагопрочный и.т.д.);
-
Процессные (технологические) - изменения в производственных процесса и технологии. Например, оптимизация процесса обезвоживания за счет изменения температуры оборотной воды, оптимизация расхода вспомогательной химии за счет установки ультразвукового диспергатора в потоке.
Инструменты реализации инноваций
Для достижения результативности в вопросе реализации инноваций необходимо комбинировать различные доступные инструменты, позволяющие существенно оптимизировать процесс. Функционально рассмотренные ниже направления относятся к операционной деятельности R&D центра. Работа по ним должна вестись на постоянной основе.
-
Проведение исследований и экспериментов
Одним из главных инструментов при реализации инноваций является проведение исследований и экспериментов. Именно они позволяют проверять различные гипотезы, снижать риски от возможной несостоятельности инновации, а в некоторых случаях создавать новые непредвиденные решения.
-
Бенчмаркинг
Процесс сравнения технологических процессов, показателей или продуктов с лучшими практиками в отрасли или с прямыми конкурентами, с целью выявления точек роста и улучшения эффективности компании.
-
Взаимодействие с коммерческими отделами компании
Согласованная работа с другими бизнес единицами компании является важнейшим условием для коммерциализации инновации. Именно они создают переход между абстрактным исследованием и выходом продукта на рынок. Также необходимо получение обратной связи от рынка для доработки инновационного продукта или процесса в случае необходимости.
-
Повышение производственный культуры и квалификации сотрудников
Разработанная на бумаге инновация без имплементации в реальный производственный процесс имеет ограниченную ценность. Способность компании обеспечить внедрение и поддержать инновацию определяется компетенциями сотрудников, задействованных в данном процессе.
-
Посещение профильных мероприятий (выставки, научные конференции, производственные объекты и пр.)
Данный комплекс мероприятий повышает насмотренность и информированность сотрудников-креаторов инноваций, позволяет им определить тренды и разработки, которые ещё не стали частью общедоступной практики, а также завести полезные связи.
-
Сотрудничество с научными институтами и учебными заведениями
Доступ к передовым научным знаниям и исследованиям, возможность проведения совместных НИОКР являются важным аспектом инновационной стратегии компании, в некоторых случаях – безальтернативным.
-
Межотраслевое взаимодействие
Часто инновации возникают на кросс-отраслевом пересечении. Многие технологии и подходы других отраслей при их правильной адаптации могут быть применимы и в ЦБП. По этой причине сотрудникам R&D центра важно выходить за рамки своей отрасли в поисках синергии и новых идей.
-
Повышения мотивации сотрудников, участвующих в процессе реализации инновации
Инновации, как и любой другой бизнес-процесс связан с людьми и требует от них творческой активности и высокой вовлеченности, которые должны соответствующим образом управляться и поощряться руководством.